Нет, сама по себе провокация не чит. Читом в этом случае является намеренное использование игроком несовершенства AI. Если игрок знает, что "тупой AI" всегда и постоянно будет преследовать конницу аж до самых башен, и пользуется этим - то это чит. Потому что в реальности противник так не поступит (ну максимум один раз обожгется и больше не полезет под башни). Ещё пример такого чита: "тупой AI" всей армией будет кружить по полю боя, догоняя единственный отряд противника вплоть до окончания времени битвы, в итоге получает поражение. Таким способом игрок может маленькими отрядами сдерживать огромные армии до бесконечности. Использовать такой прием - чит, т.к. в реальности противник ходить толпой по кругу не будет, естественно. Когда воины AI совершают откровенно неестественные действия - впечатление от игры портится. Лично я стараюсь избегать таких ситуаций. Поэтому знать о несовершенствах игры и широко использовать их - читерство, а не "почтенный прием воинского искусства". К слову, в игре нет, к сожалению, ни болот, ни волчьих ям, ни замаскированных копий. Ну так и я то же самое говорил
Точная граница между читом и "почтенным воинским приемом" в Total War невозможна, т.к. эти понятия даже в реальности не трактуются однозначно, а всегда лишь в контексте отношения эксперта к конкретной ситуации. Даже если эксперт старательно абстрагируется от личного отношения к событию, он находится под влиянием создавшей его концептуальной школы. Видимо, это заставляет настоящих экспертов отказываться от категорических форм выражения и выносить суждения в заведомо общей форме с максимально оговоренными возможными отклонениями. Иными словами и грубо говоря, десант инопланетян в непробиваемых скафандрах-«невидимках», со сверхчувствительными радарами, лазерным, химическим, психотронным оружием и т.п. на остров с первобытными людьми уровня развития раннего палеолита, это - война? Охота? Или просто банальное мероприятие по расчистке острова перед его хозяйственным использованием, типа выпалывания сорняков? Понятно, что дать этому явлению определение можно лишь с оговорками типа "я думаю..." или "с точки зрения...". С определенных точек зрения читом являлись тактика скифов против персидского войска Дария, действия монгольской конницы времен Чингис-хана, методы партизанской войны и т.д. Поэтому мы можем говорить лишь о ЯВНОМ, нарочито явном несоответствии поведения АИ и живых людей, да и то в конкретные определенные моменты. Да, глупо ведет себя АИ, преследуя по полю боя один убегающий отряд всеми силами. Однако здесь мы должны помнить, что ограничение театра боевых действий "полем боя" есть уже вопиющая условность игры, практически не имеющая в реальности аналогов (кроме, разве что, нелепых представлений некоторых кругов рыцарского сословия во второй половине средневековья). Согласно этой условности такое сражение, как, к примеру, Бородинская битва, явно оказалось бы поражением русской армии (поле-то осталось за французами!), с чем в реальности сложно согласиться (кстати, игра однозначно среагировала бы на его исход как на поражение русской армии с формулировкой "незначительное поражение"). Я не говорю уже о том, что элементы упомянутой мною скифской кампании против персов Дария средствами Total War благодаря этой условности невозможно смоделировать в принципе. Следующая условность – ограниченное время сражения. Одним из вариантов компенсации этого недостатка игры может быть отказ от ограничения сражения по времени (что тоже не есть панацея, учитывая наличие первой условности). А вообще, несколько, (или даже один) подвижных отрядов, недосягаемых для более неповоротливого противника, - фактор, вполне способный во многих случаях поставить этого неповоротливого на грань поражения в реальных условиях неограниченного «красными линиями» боевого пространства. Раз уж мы миримся с турнирно-ограниченным полем битвы, то почему бы нам не посчитать успешное уклонение подвижного отряда от прямых столкновений в течение контрольного времени за своеобразный «экзамен», «сдав» который, отряд получает право считаться успешным партизанским соединением, разрушившим коммуникационные связи противника, изолировавшим, измотавшим и деморализовавшим его? Я просто хочу сказать, что подобный вариант трактовки последствий игровых условностей – неплохая компенсация нарушений реалистичности хода боевой операции, созданных самими этими игровыми условностями. То есть совсем не очевидно, что сие явление – чит, и только чит, и ничего, кроме чита. Аналогично с выводом неприятеля под башенный огонь. Слабость АИ вкупе с двумя кардинальными условностями тактической части игры, конечно, удручает. Однако я предпочитаю бороться с этим не дополнительными условными самоограничениями, а редактированием самого АИ, или же ищу «компромиссы» между реальностью и игровой условностью, подобно тому, как на предложенном только что примере с помощью действительно нелепой погони по тактической карте попытался компенсировать неспособность игры отражать реальную партизанскую тактику
. Впрочем, на вкус и цвет товарищей нет. Каждый играет так, как хочет
!