Письмо рыцарям Христовым Храма Иерусалимского

Перевод с латыни на английский Хелен Никольсон.
Перевод с английского, комментарии (с) Александр Трубников a.k.a Monfore 2006

Примечания Хелен Никольсон:

Это письмо написано предположительно между 1120 и 1135 гг. человеком, который нам известен, как Гуго. Им мог быть или теолог Хью из монастыря Св. Виктора или Гуго де Пейн, первый магистр Ордена Храма.
Стиль латинского письма предполагается слишком слабым для теолога, каким был монах Гуго, и слишком хорош для светского рыцаря, каким был Гуго де Пейн. Но Селвуд и Серрини приводят много аргументов в пользу того, что автором был именно Гуго де Пейн.
Автор хорошо знает текст Писания, что говорит о том, что он получил церковное образование, но постоянно оспаривает традиционную христианскую идею о том, что единственный путь к спасению - это уход в монастырь. Он аргументирует это тем, что активная жизнь также угодна Господу, как и путь созерцания. А это говорит о том, что автор был рыцарем.

1) Автор начинает с того, что убеждает тамплиеров не оставлять своих занятий. Цитируя библейские тексты, он разъясняет, что их миссия крайне важна для христианского мира, «плоти Христовой».

2) Далее он разъясняет, что Диавол, пытаясь умалить важность их миссии, пытается доказать что их мотивы ошибочны. Он оправдывает то, что они берут военные трофеи, сравнивая их с вознаграждением, которое священники получают за свои проповеди.

3) Пытаясь совратить их с этого пути, Диавол, кроме того, пытается их убедить, что их послушание менее духовно, чем иные. И если они желают духовного совершенства, то должны покинуть это поприще и вступить в обычные монашеские ордена.

4) Автор указывает, что если вы пришли к монашескому житию, то нет смысла его делать еще более монашеским(т.е, что лучшее- враг хорошего)

5) Он приводит убедительные доводы в защиту активной духовной жизни, что нехарактерно для той эпохи, когда созерцательная жизнь (жизнь бессловесной медитации и молчаливой молитвы) являлась идеалом христианства.

6) Продолжая аргументировать против широко распространенных убеждений, наш автор провозглашает, что истинный христианин находит безмятежность и мир и в активной жизни.

7) Тамплиеры не должны думать, что Бог не замечает их усилий, если им кажется, что христиане Западной Европы что забыли о них.

Примечания в квадратных скобках сделаны английским переводчиком.

ГУГО ГРЕШНИК РЫЦАРЯМ ХРИСТОВЫМ ХРАМА ИЕРУСАЛИМСКОГО

ЧЬЕ НАБОЖНОСТЬ ДЕЛАЕТ ИХ СТРАСТНО ЖАЖДУЩИМИ БЛАГОСЛОВИТЬ САМИХ СЕБЯ НА ДУХОВНОЕ ЖИТИЕ. СРАЖАЙТЕСЬ И ПОБЕЖДАЙТЕ И ПРИМИТЕ КОРОНУ В ГОСПОДЕ НАШЕМ ИИСУСЕ ХРИСТЕ.

Здесь начинается поучение рыцарям Храма.

(1) Дражайшие браться, все больше Диавол ищет возможностей, чтобы обмануть и совратить нас, и все более тщательно мы должны изыскивать пути, чтобы не только сторониться зла, но и творить добро. Первая цель Диавола ввести нас в прегрешения, вторая разрушить наше стремление творить добро, третья – заставить нас усомниться в добре, расстраивая наши планы в сотворении добродетельных поступков под предлогом «поиска еще лучшего». Чтобы защитить от первого измышления, Святое Писание гласит:
«Во все дни жизни твоей делай правду и не ходи путями беззакония»[Книга Товита,4 5] Чтобы защитить нас от второго, вот что говорится в другом месте: «Все испытывайте, хорошего держитесь». [ Первое послание к Фессалоникийцам, 5,21] - для того, кто стремится к собственной славе более, чем к прославлению имени Божьего, даже хорошее дело станет дурным. Также оно гласит, защищая нас от третьей уловки: «И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом» [Даниил 10. 11.] ибо человек, который не желает стоять на своем месте, тот, кто имеет непостоянство мыслей и переменчивые желания, всегда влечется ими к тому, чтобы делать что-то другое. Чтобы исправить такое непостоянство и безответственность Апостол [Павел] говорил: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван». [Первое послание к Коринфянам 7.20], «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» [там же 7.7] Как видите, братья, если все части тела не имеют единства, то такое тело просто не сможет существовать. Вслушайтесь в слова Апостола: ‘Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?’[там же, 12.15] Чаще всего, те вещи, которые наиболее скромны, и являются наиболее полезными. Ноги попирают землю, но в то же время несут и все тело. Не вводите самих себя в заблуждение: каждый из нас принимает бремя общих забот. Крыши домов принимают на себя дождь, град, но если не было бы крыши, то что можно было бы делать в самом доме?

(2) Мы говорим об этом, братья, потому что слышали о том, что некоторые из вас смущены некими неблагоразумными личностями, которые говорят, что ваша профессия, которой вы посвятили свою жизнь, поднимать оружие против врагов веры и за мир, для защиты Христиан – что эта профессия незаконна или губительна, что она является грехом или помехой для спасения. Так случилось потому, что, как мы уже сказали вам, Диавол не спит: он знает, что если склонит вас к греху, то вы не будете слушать его и соглашаться с ним. Так, он не говорит: «Напейся пьяным, распутничай, дерись, ругайся». Вы сведете на нет его первую уловку, потому что откажетесь от греха. Вы также сокрушите и вторую уловку вашего противника, в мирное время вы сражаетесь со своей плотью постами и воздержаниями так что когда он советует вам ощутить гордыню в вашей добродетели, вы защищаетесь и побеждаете его так, будто сражаетесь с оружием в руках на поле брани с врагами мира, которые вас ранят или пытаются ранить.

Но сей незримый враг, все время искушает и жестокосердно преследует вас, стараясь свести на нет то доброе и справедливое дело, которое вы исполняете взвешенно, и с усердием. И так как он имеет целью своей Так как его цель свести на нет это дело, извращая ваши стремления, то есть утверждая, что когда вы убиваете, то вы делаете это из ненависти и от жажды насилия, а когда вы берете трофеи, он говорит, что вы делаете это из жадности. Но вы не попадетесь к нему в сети, потому что если вы и убиваете, то вы имеете, все основания, чтобы ненавидеть, и когда вы берете трофеи, у вас есть все основания быть корыстными. Я говорю «у вас есть честные основания для ненависти» потому что вы ненавидите не людей, а грешников. Я говорю «у вас есть основания быть корыстными» потому что брать у них все, что вы в состоянии унести, вполне законно из-за их греховности, и вы по справедливости становитесь владельцами, того, что может вознаградить ваш труд. ‘В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом’. [Лука10 7.1 Матфей 5.18] Ибо в Моисеевом законе написано: не за граждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? [Первое послание к Коринфянам 9.9, Матфей Timothy 5.18] Почему мы должны отказываться от заслуженного вознаграждения? Если человек вознаграждается за слова, которыми поучает своих ближних, то уж точно, тот, кто отдает свою жизнь на защиту ближнего, должен быть пожалован?

(3) Вот я и говорю: Диавол преодолен в этой области. Он не может найти ни одного предлога, чтобы повлиять на вас, потому что ваши дела и устремления искренни. И он пробует напасть с иной стороны. Так как нет никакой возможности отказать вам в том, что то, что вы делаете, это добрые дела, он трудится, чтобы препятствовать вам в том стремлении к добру, которое вы творите, потому что это стремление необходимо для того, чтобы исполнить любое доброе дело. Он признает, что невозможно отрицать, что добро это добро, но советует вам оставить меньшее добро ради большего добра. Он не говорит вам: «Делай это», а говорит:«Не делай этого». Его не заботит то, что именно он говорит, пока он не смешает ваши планы. Все, чего он желает, это заставить вас сойти с того места, где вы находитесь. Он обещает вам великие вещи, чтобы увести вас в сторону, но когда он увлечет вас за собой, он не позволит вам вернуться обратно. Это уловка врага, диавольское коварство и лукавство, посредством которого он желает вас подловить. Исходя из этих соображений, вы должны быть стойкими, так как ваш противник одновременно и лев и дракон. Он приходит в обличье льва, чтобы сокрушить вас, и в обличье дракона, чтобы смутить вас. Не верьте ему!
Все, что бы ни посоветовал вам враг, не должно приниматься на веру, даже если на первый взгляд это кажется добрым. Помните, как сей хитрый обольститель говорил нашей праматери Еве: «Съешь, и ты уподобишься Богу». Посмотрите, как он обещает божественное под видом познания человеческой природы, чтобы заставить их презирать то, что они имеют.
Он обещает им величие в обмен на человеческую природу. Так, братья, будьте предупреждены об этой первой уловке и будьте готовы не прислушиваться к советам, которые обещают, что вы можете достичь духовного совершенства и постичь божественное. Помните, что вы всего лишь люди, в смирении храните то, что дал вам Бог, и будьте настойчивы в том, то предназначил вам Создатель

(4) И если желание вступить в более высокий монашеский орден овладело вашими мыслями, вы должны знать, что для любого сообщества найдется такое, которое представляется лучшим. Иуда был низвергнут с апостольских высот, а простой мытник смиренно покаялся в своих прегрешениях и был возвышен. Если ваше положение вас не устраивает, то тогда и Диавол не должен был пасть с небес. И напротив, если ваше положение не проклинается вами, то Иов не должен был победить Диавола, сидя в навозной яме. Поэтому вы должны себе представлять, что любое ваше положение, которое вы смиренно принимаете, угодно богу. Так Апостол Павел говорит: ‘Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь’ [Послание к Галатам 6.15] Если вас влечет продвижение по службе, и вы стремитесь достичь лучшего, не смотрите на внешнюю сторону, вглядитесь вглубь вещей, туда, куда смотрит Господь. Вот это добрая карьера в истинной добродетели. Верно сказано по этому случаю: «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе.
Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе». [Псалитрь 83.6]

(5) Возможно вы скажете, что ваша профессия отвлекает вас внешними делами и стоит преградой на пути к внутреннему совершенствованию и духовному развитию. Вы желаете мира и покоя, так как можете стать «птичками Божьими», посвятив себя уединенной и созерцательной жизни. Говоря так, вы показываете стремление служить Господу: « Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. [Послание к Римлянам 10.2] Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. [Матфей.20.22]
Слушайте, как Христос отвечает вам а не мне: «И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим” С точки зрения справедливости тот, кто желает властвовать, не должен избегать труда, и тот, кто ищет корону, не должен избегать сражений.

Сам Христос, который явил вам пример ревностного служения, перед тем, как он был вознесен на Небеса по правую руку от Отца Небесного, в трудах завоевывая сердца безбожных и злых людей. Смотрите, браться, но вы ошибаетесь, если вы думаете, что найдете отдых и покой, и считаете, что такие монашеские ордена остались в Божьей Церкви. Даже отшельники в пустыне не могут совершенно уйти от трудов праведных, они должны трудиться для пропитания, ради облачения, и других вещей, которые необходимы для бренного существования. Если никто не будет пахать, сеять, собирать урожай и готовить пищу, что будут делать созерцающие? Что, если бы апостолы сказали Христу: «Мы хотим безмятежно созерцать, а не странствовать или работать, хотим держаться подальше от людских упреков и споров» Если бы апостолы так сказали Христу, то что было бы сейчас с христианством?

(6) Итак, вам должно быть понятно, братья, что под обликом добродетели враг стремится направить вас в ловушку. Человек должен стремиться к добродетели и избегать греха. Вы не должны сторониться мирских дел, но сторониться смущения умов. Они знают, как удовольствоваться тем что имеют и не смеют противиться Божественному промыслу и при этом они не противопоставляют свою гордыню Божьей воле. Поскольку Он наш Господь, а мы Его слуги, и Он поместил всех из нас в своем большом доме, и его закон гласит, что, кто бы из нас каким путем не шел к спасению, самый смиренный будет вознагражден более остальных .
Но и теперь вражьи соблазны не оставляют бедные людские сердца в покое. Он нашептывает предводителям, что те, пока занимают свои посты, не имеют надежды на спасение, а их подчиненным, что те вправе роптать на своих предводителей. Он говорит, что господа не могут спастись, пока они несут бремя власти, и он говорит слугам что они не имеют если они приобщаются к вере то приобщаются и к власти: «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света”. [Второе послание к Коринфянам
11.14] Если Диавол пытается склонить их добиваться мирской славы, то эта его уловка легко распознается, но теперь он говорит рыцарям Христа сложить оружие, не вести войну, бежать от шума, и искать укромные места - этим он отбирает истинное смирение, при этом заставляя вместо него лишь показывать видимость смирения. Разве достойно отказываться от того, что приказывает вам делать Бог?

(7) Таким образом, сбивая с пути властителей, Сатана обращает к греху и простых людей. «Зачем тратить время на труд?» - говорит он - «Почему ты должен так много трудиться просто так? Те люди, которым вы служите, позволяют вам разделять с ними работу, но не позволяют разделять с ними их братство. Разве верующие направляют пожертвования Рыцарям Храма? Разве верующие во всем мире знают что-то о Рыцарях Храма? Нет ни упоминаний, ни воспоминаний о вас. В то время как почти весь труд лежит на вас, именно они получают его духовные плоды. Так оставьте это общество и идите служить Господу в иное место, где ваши ревностные усилия будут заметны и плодотворны».
Смотрите, как многолики его ухищрения, братья, и как он использует все виды обмана. Он делает известных властителей недовольными, а незнатных делает причиной для их недовольства, будто бы их не замечает Господь, потому что они не упоминаются людьми. Посмотрите, братья, как соблазнитель выставляет себя на посмешище.
Поскольку я рассчитываю, что ни один мудрец среди Вас не будет отрицать , что чем более сокровенно любое достоинство, тем быстрее приведет оно к спасению.
Ни один из верующих не должен сомневаться, что любом сообществе сужителей Господних, куда бы он не был определен и разделяет их усилия, то разделит и награды. Возможно, услышав это, братья, вы сохраните мир в вашей общине, и снизойдет на вас Божье благословение.

КОНЕЦ ТЕКСТА.

Латинский текст взят из: Jean Leclercq, ‘Un document sur les débuts des Templiers’, Revue de l'histoire ecclesiastique, 52 (1957), 86-89.

Также см.
Dominic Selwood, ‘Quidam autem dubiterverunt: The Saint, the Sinner, the Temple and a possible chronology’, in Autour de la première croisade, ed. Michel Balard (Paris, 1996).

Simonetta Cerrini, ‘Le fondateur de l’ordre du Temple à ses frères: Hugues de Payns et le Sermo Christi militibus’, in Dei gesta per Francos: Études sur les croisades dédiées à Jean Richard – Crusade Studies in Honour of Jean Richard, ed. Michel Balard, Benjamin Z. Kedar and Jonathan Riley-Smith (Aldershot, 2001), pp. 99-110.

Комментарий А.Трубникова.

Это письмо свидетельствует о том, что легендарное становление ордена Храма было далеко не столь триумфальным и безмятежным, как принято об этом писать.
Автор документа прямо указывает в заключительных строках, что надеется на то, что в общине будет восстановлен мир, которого, вероятно там в это время не было.

Прежде всего, следует сказать пару слов об авторе. Имхо, его аргументация не свидетельствует о рыцарском происхождении, а говорит скорее о том, что он был теологом «Школы св. Бернара», который впервые попытался с теологических позиций уравнять военную службу с монашеским послушанием. Если бы автором был руководитель ордена, который совершал в это время «тур» по Европе и узнал о неких брожениях умов во вверенном ему воинском формировании (а судя по тексту речь идет уже о временах, когда рыцари Храма уже стали полноправным католическим орденом), то тон его письма был бы, пожалуй не столь «умиротворяющим». Любой командир, во все времена в аналогичных случаях будет в первую очередь цитировать статьи устава, а не Евангелие…
Если отбросить схоластику и риторику, что же именно встревожило монаха-теолога?
Итак, речь идет о том, что после того, как в Святой Земле учрежден новый монашеский орден, много тех, кто желал принять постриг (в те времена стать монахом было непросто) устремились в его ряды. Но похоже многие неофиты не были уверены в том, что это новомодное веяние приведет их к «спасению».
Как уже говорилось, настоятель монастыря в Клерво, цистерианец св. Бернар, выступил в то время с революционной идеей о том, что монашеское послушание может осуществляться и в форме военной службы, если таковая направлена на войну с неверными. Эта идея полностью соответствовала духу времени. Во-первых, «идеологии христианства», чтобы завершить трансформацию от учения иудейского проповедника, главным содержанием которого было непротивление злу, в государственную религию кровожадных «варварских» королевств Европы, необходимо было оправдывать войны.
Во-вторых, как раз в это самое время римская курия снова вступила в кризисную полосу. Снова германские императоры «назначали» антипап, а римским понтификам приходилось бежать и скрываться. В период, когда сицилийские норманны уже перестали играть роль «дивизий Ватикана», а французские Капетинги еще не стали таковыми, римские папы, для того чтобы «выжить», готовы были пойти на унию с Константинополем. Именно тогда идея военно-монашеских орденов, как собственных вооруженных сил была для Рима особо актуальна.
В-третьих, попытка спроецировать феодальную систему Европы 12 в. на государства Латинского востока привела к тому, что из-за недостаточных экономических ресурсов отвоеванных у мусульман территорий, иерусалимский король не мог содержать регулярную армию, которая бы была достаточна для того, чтобы удерживать эти территории.
Эти предпосылки и привели к тому, что уже через два десятка лет после первого Крестового похода в Иерусалимском королевстве начали один за другим учреждаться военно-монашеские ордена.
Но видимо, «Воинство Христово», которое изобрел св.Бернар было для многих современников не столь очевидной равнозначной заменой уходу в монастырь, кА принято утверждать. Цистерианцы, средневековые реформаторы римской церкви, были не единственным носителем «истины в последней инстанции» и очевидно не обладали монополией на толкование канонов христианства. Поэтому прочие школы, например бенедиктинцы, восприняли в штыки идею о том, что монах имеет право носить оружие и проливать кровь, что, если верить письму, и вылилось в желание многих тамплиеров перейти в классические монашеские ордена.
Латинский Устав не содержит никаких оговорок относительно перехода братьев в другие ордена, а вот во Французском Уставе такие пункты уже имеются, что дополнительно свидетельствует о том, что письмо написано после собора в Труа.
Вторую часть письма его автор посвящает опровержению того, что тамплиеров не замечает христианский мир. Это свидетельствует о том, что сразу после учреждения орден Храма переживал не лучшие времена. До того, как папские буллы вывели из-под юрисдикции местных епископов владения ордена, а по Европе прошла волна пожертвований, братья Храма жили лишь на нерегулярные пожертвования, что, безусловно, было неприемлемо для армейской структуры, какой являлся орден, и не способствовало поднятию боевого духа и монашеского рвения.

Добавить комментарий

Ссылки в комментариях не работают. Надоела капча - зарегистрируйся.

Защитный код
Обновить