Тамплиеры - гвардейцы короля

Александр Трубников a.k.a Monfore

Первые тамплиеры были не религиозными подвижниками и не тайным обществом, которое искало древние сокровища, а личной гвардией узурпатора иерусалимской короны

История, которую знают все

Любая книга, статья и фильм, посвященные истории ордена тамплиеров неизменно рассказывают о том, как в один прекрасный день ко двору короля Иерусалима Балдуина II прибыли два рыцаря - шампанец Гуго де Пейн и фламандец Годфруа де Сент-Омер. Они попросили дозволения охранять паломников на пути от морского порта Яффы до Иерусалима. Король и патриарх Иерусалимский с радостью приняли их служение, и позволили им жить в правом крыле королевского дворца. Рыцари приняли три монашеских обета - бедности, целомудрия и послушания.
Так как дворец иерусалимских королей в то время располагался на Храмовой горе, в мечети Ал-Акса, которую плохо разбиравшиеся в топонимике Святого града крестоносцы называли "Храмом Соломона", Гуго де Пейн и присоединившиеся к нему восемь рыцарей стали называть свое братство "Бедные рыцари Христа и Храма Соломонова", а вскоре получили более короткое "неофициальное" название - храмовники, или тамплиеры.
Тамплиеров было всего девять. На протяжении девяти лет они добровольно охраняли паломников, не принимая больше никого в свои ряды. Их подвижничество не осталось незамеченным и в 1128 г. на церковном соборе в Труа при большом стечении народа, был утвержден новый военно-монашеский орден, первый из тех, что получили официальный статус "воинства", или "рыцарства Христова".
Казалось бы, просто красивая легенда, насквозь пронизанная духом средневекового рыцарства и вполне соответствующая нашему представлению об эпохе крестовых походов. Что в ней загадочного? И, тем не менее, при внимательном рассмотрении эта история вызывает множество вопросов.

История, которую знают немногие

Многие серьезные исследователи истории тамплиеров, рассказывая о первых годах существования ордена, обычно упоминают, что биограф короля Балдуина, каноник церкви Гроба Господня Фульхерий Шартрский (1059- 1127), автор очень подробной хроники "Деяния Бога через франков", повествующей о Первом крестовом походе и основании Иерусалимского королевства, ни словом не упоминает ни о каком братстве, посвятившем себя защите паломников. Самое раннее письменное свидетельство сделано намного позже, в 1153 г. - оно принадлежит клюнийскому монаху Ришару Пуату. Хронист всего в одном абзаце говорит о тамплиерах, восторгается ими, но также ни словом не упоминает о первых годах их подвижнической деятельности.
Не правдо ли удивительно, что что столь значительное и необычное событие, как основание принципиально нового крестоносного братства было не замечено современниками. Да и острая небходимость в их первичной миссии (защита паломников) предсаляется слегка преувеличенной. Чтобы уточнить, что представлял путь, который тамплиеры собирались охранять,посмотрим на карту местности.

Дорога из порта Яффа в Иерусалим имеет протяженность 55 километров. В пространственных измерениях той эпохи это составляет немного - всего один конный или два пеших дневных перехода. Как главная транспортная артерия молодого государства, она имела огромное значение - военное и экономическое. rn По мусульманским источникам известно, что ежегодный доход правителей Иерусалима, получаемый от паломничества, составлял около 20 000 золотых динаров - сумма сопоставимая с доходами европейских королевств.

Трудно поверить, что первые восемнадцать лет существования Иерусалимского королевства его второй правитель и первый коронованный король Балдуин I де Булон не обеспечивал надежной охраны стратегического маршрута - как утверждают все до единого, хронисты, это был деятельный и дальновидный правитель. Но даже если допустить, что христианские нобили были столь беспечны, что совершенно не заботились о доходах от паломничества и престиже королевства, можно ли предположить что сами паломники, попадая на Святую Землю, немедленно лишались элементарного инстинкта самосохранения и не предпринимали никаких мер для собственной защиты? Думается, вряд ли. Люди, способные оплатить перевозку из Европы, зная о том, что местность кишит разбойниками, просто обязаны были позаботиться о том, чтобы нанять себе охрану.А если существовал \"спрос\", то неужели на протяжении жизни целого поколения он не находил \"предложения\". Можно подумать, что весь Латинский Восток только и ждал, когда появятся подвижники, которые согласятся исполнять эту службу \"на общественных началах\"...

Если копнуть поглубже, то и история о том, что рыцарей было всего девять, и они до официального признания ордена папой ограничивали свою численность, несостоятельна в принципе, так как противоречит ряду дошедших до нас  документов. Например, из описания учредительного Собора в Труа ясно видно, что Гуго де Пейн в 1127 году отправился на Запад вместе с пятью братьями, перечисленными поименно, при этом, по косвенным упоминаниям, он оставил на Святой Земле больше трех братьев.

Кроме всего прочего, крайне подозрительно выглядит информация о том, что первые рыцари - тамплиеры жили в нищете и имели одного коня на двоих. Привычная по фильмам о средневековье фигура одинокого всадника, на самом деле не имеет ничего общего с действительностью. Средневековый рыцарь - это, прежде всего тактическая единица, отряд из десятка человек, у которых в распоряжении имелось, по меньшей мере, три коня.

Таким образом очевидно, что в легенде о происхождении тамплиеров почти не содержится достоверной информации. Ясно лишь одно - в Иерусалим прибыла группа рыцарей, их разместили в королевском дворце, после чего они начали выполнять под непосредственным руководством короля некие задачи.

Гийом Тирский, придворный мифотворец

Для того чтобы разгадать, кто они были и зачем прибыли в Иерусалим, попробуем выяснить, кто является автором самой легенды. rn Впервые о \"девяти бедных рыцарях\" поведал миру Гийом Тирский в своих хрониках \"История деяний в Заморских землях\", которые он писал с 1169 по 1185 г, через полвека после описываемых событий. Гийом был не простым летописцем, а архиепископом Тира, вторым человеком в церковной иерархии королевства, и воспитателем Балдуина Прокаженного. Именно он и распознал на руке юного короля первые следы страшной болезни. Гийом Тирский описывает современных ему тамплиеров очень негативно, приписывая им чуть ли не все неудачи крестоносцев. Но, рассказывая о зарождении ордена, хронист словно преображается. Именно под его пером Гуго де Пейн сотоварищи становятся бескорыстными вдохновенными подвижниками, нищими рыцарями-монахами. rn Официальная хроника - это всегда идеологический документ. И если такому искушенному в политике человеку как Гийом понадобилось измыслить легенду, значит, у него были для этого серьезные основания. rn Оставим на время хроники Гийома, и обратимся к личности человека, которому приехали служить первые тамплиеры.

Балдуин де Ретель, сеньор де Борк по прозвищу "Жало"

Король Иерусалима Балдуин II (1158 -1131) по прозвищу \"Жало\", был старшим сыном арденнского графа Гуго де Ретель. По правилам титулования, его нужно было бы именовать \"Балдуин, сеньор де Ретель\", но история сохранила его под именем Балдуин де Борк. Борк - это сеньория в графстве Ретель, а по обычаю принятому у каролингской аристократии, франкские нобили закрепляли за своими сыновьями отдельные фьефы \"на прокорм\" rn В 1096 году, в возрасте 38 лет Балдуин де Борк присоединился к Годфруа де Булону и отправился в Крестовый поход. Во взятии Иерусалима он не участвовал - когда основные силы христиан выдвинулись к Антиохии, он примкнул к младшему брату Годфруа, Балдуину, и направился к Эдессе, где тот основал собственное графство. Затем, после взятия Антиохии, он перешел на службу к князю Антиохии, Боэмунду Тарентскому, а когда Боэмунд попал в плен к сельджукам, был назначен регентом и соправителем. После смерти первого иерусалимского правителя, Годфруа де Булона, по принятым тогда правилам престолонаследования, королем стал младший брат Годфруа, Балдуин. Свой титул графа Эдессы он передал Балдуину де Борку. Так Балдуин де Ретель стал графом Балдуином Эдесским. rn Балдуин I Иерусалимский умер в 1118 году, и корона должна была по закону отойти его старшему брату, графу Эсташу III де Булону. Но Эсташ находился в это время во Франции и новым королем неожиданно стал граф Эдесский, Балдуин де Борк. Коронация состоялась на Пасху в воскресенье 14 апреля 1118 года. rn Последующие хроники называют Балдуина де Борка \"кузеном\", братьев Булонских - Эсташа, Готфрида и Балдуина, однако автор фундаментального исторического труда об Иерусалимском королевстве, профессор Рене Груссе признает, что никаких документальных подтверждений их родства не обнаружено. rn Таким образом, если называть вещи своими именами, то в год прибытия Гуго де Пейна в Иерусалим, там произошло то, что о чем до сих пор стыдливо умалчивают историки. То, что называется простым и понятным словом - узурпация. rn Тот же Рене Груссе говорит, что многие нобили королевства были недовольны тем, что на троне воцарился Балдуин, и желали призвать Эсташа. Власть короля, незаконно захватившего трон, не могла быть прочной. rn 1118 год славен не только сменой иерусалимских династий. Незадолго до смерти Балдуина I умер в Риме патриарх Иерусалима Арнульф, и его место занял Гарамонд де Пикиньи. Именно он короновал де Борка и принимал монашеские обеты у первых тамплиеров. О том, каким доверием нового короля был облачен этот прелат, можно судить по тому, что позже после пленения Балдуина именно Гарамон выполнял обязанности регента. rn

Немного географии

Самое время поглядеть на карту, чтобы выяснить, а где же расположено графство Ретель? А расположено оно в Арденнах, между Иль-де-Франсом и Фландрией, и с юго-запада граничит с Шампанью. Между городами Ретель и столицей Шампани, Труа, по прямой около 80 километров. rn Чтобы понять, что это означает, обведем контуром территорию этих двух графств. Если наложить полученный контур на карту владений тамплиеров в Европе, то окажется, что именно в этих землях их намного больше, чем где бы то ни было. Именно в, Труа и был учрежден орден Храма, а неподалеку от Труа находится аббатство Клерво, которое возглавлял святой Бернар, один из самых влиятельных духовников своего времени, автор устава ордена тамплиеров и знаменитого трактата, прославляющего их служение. rn

Рыцарь Гуго,  и граф Шампанский, его сюзерен

Следующий шаг на пути к истине - это выяснение личности Гуго де Пейна. Первый магистр ордена тамплиеров. Гуго был родом из Шампани, сеньория Пейн находится в нескольких километрах от Труа. Он был женат, и его сын, Тибо, был монахом, а затем аббатом известного монастыря Св. Коломба. Многие документы свидетельствуют о том, что Гуго де Пейн до своего появления при Иерусалимском дворе, находился в ближнем окружении графа Гуго Шампанского. За время существования Иерусалимского королевства граф Гуго совершил три путешествия в Святую Землю - в 1100, 1104 и после 1113 г. Прямого влияния на политику он при этом не оказывал, но последующие события свидетельствуют, что дом Блуа, которому принадлежало графство Шампань, на протяжении всего существования Иерусалимского королевства принимает участие в Крестовых походах, и стремится к тому, чтобы иметь на Латинском Востоке сильные позиции. Гуго де Пейн состоял в свите графа Гуго Шампанского, и посещал вместе с ним Иерусалим в 1104 г. rn Последняя его поездка наиболее интересна. Епископ Ив Шартрский в письме, написанном в последние годы жизни (он умер не раньше 1115 г.), увещевает графа Гуго не присоединяться к \"воинству Христову\" поскольку тот был женат. Это воинство, о котором говорит Ив, вероятно и есть, пока еще безымянный орден тамплиеров, к которому граф Гуго действительно присоединился в 1125 году. Таким образом, идея некоего \"рыцарства Христова\" у Гуго Шампанского возникла еще за несколько лет до смерти короля Балдуина I де Булона. rn Идея, кстати, была не нова. Уже тогда на Латинском Востоке существовало два крестоносных братства - Госпиталь святого Иоанна (будущие госпитальеры) и рыцари Гроба Господня, гвардия, которую Годфруа де Булон назначил для охраны главной христианской святыни. Таким образом, представляется весьма вероятным что узурпация иерусалимской короны сыном \"соседа\", графа Гуго де Ретель оказалась для Гуго Шампанского удобным предлогом для того, чтобы отправить на Восток своего ставленника. rn

И еще немного географии

Теперь снова обратимся к карте. С запада с Шампанью и Ретелем граничит епископский округ Реймс. Первая христианская община здесь возникла еще в III веке, здесь коронуют всех французских королей, а архиепископ Реймский носит титул первого пэра Франции. На протяжении многих столетий архиепископы Реймса находятся в центре европейской политики. Для нас Реймс интересен кроме всего и прочего и тем, что в поминальную книгу его кафедрального собора занесены имена почти всех великих магистров ордена тамплиеров. А это, с точки зрения \"церковной бюрократии\" означает, что они были его прихожанами. rn

Судьба иерусалимской короны

Итак, что же произошло в 1118 г. в Иерусалиме на самом деле? Нет смысла предполагать, что узурпация произошла в результате заговора, составленного до смерти Балдуина де Булона. Первый коронованный король Латинского Востока умер слишком внезапно, и Балдуин де Борк со своими сторонниками, скорее всего, просто воспользовался благоприятными обстоятельствами. Но для того, чтобы гарантировать собственную безопасность, ему понадобилась поддержка европейских союзников. Он обратился к Гуго Шампанскому, и тот, давно вынашивая идею организовать собственное крестоносное братство, отослал ему несколько рыцарей, во главе которых был поставлен лично преданный ему человек-де Пейн. Это объясняет, почему прибывших рыцарей немедленно разместили непосредственно во дворце, а также почему их сообщество было закрытым для чужаков. Охрану яффской дороги они, скорее всего, обеспечивали для того, чтобы предотвратить неожиданное появление в Иерусалиме законного наследника и претендента на корону, Эсташа де Булона. Но Эсташ, который умер в 1125 г. предпочел синицу в руках, и не стал оставлять реальную корону графа ради призрачной королевской. rn

Гвардейцы, впоследствии рыцари-монахи...

Предание об охране паломников, скорее всего, зародилось несколько позже, на Пасху 1119 г. Как сообщает Альберт Аахенский, на дороге от Иерусалима к Иордану ( т.е. в противоположном от Яффы направлении) на мирных богомольцев было совершено нападение. И именно в эти дни Гуго де Пейн с товарищами принесли патриарху монашеские обеты. rn Об особом положении Гуго де Пейна говорит и то, что он был доверенным лицом короля, устраивавшим брак его дочери с графом Фульком Анжуйским. Графство Ретель находится в Арденнах, и всю эту династию, начиная от Балдуина II де Борка и заканчивая принцессой Сибиллой и ее сыном, Балдуином V, умершим в возрасте пяти лет, профессор Груссе называет Арденн-Анжуйской династией. rn

Теперь можно понять, почему Гийом Тирский, при явственной нелюбви к тамплиерам оставил в хрониках вдохновенную и романтическую, но не имеющую никакого отношения к реальным событиям \"легенду о девяти рыцарях и девяти годах подвижничества\". Он был человеком своей эпохи. А его эпоха - это времена незадолго до событий, показанных фильме \"Царство небесное\". Для Арденн-Анжуйской династии далеко не лучшие времена. Балдуин Прокаженный медленно умирал. От брака его сестры Сибиллы зависела судьба королевства. Претендентов на престол выдвинули две противоборствующие партии, и Святая Земля стояла на пороге гражданской войны. Тем временем в Каире уже воцарился грозный Саладин. rn Воспитатель короля, один из самых образованных людей своей эпохи, мог бы архиепископ Гийом в эти смутные времена писать о том, что родоначальником славного рода был узурпатор, которого охраняли пришлые рыцари, посланные Гуго Шампанским? Вероятно поэтому он, не любя тамплиеров, предпочел все же представить в глазах потомков основателей ордена как рыцарей, которые прибыли в Иерусалим с совершенно иной, подвижнической целью.

Скорый взлет Ордена Храма, и триумфальное шествие по Европе первых тамплиеров вряд ли входили в планы Гуго Шампанского и Балдуина де Борка. Но идея \"воинства Христова\" оказалась настолько удачной и своевременной, что созданное ими братство буквально в течение полутора десятков лет из \"личной гвардии короля\" превратилось в мощный и влиятельный военно-монашеский орден, двухвековая история которого хранит множество загадок и тайн, и до сих пор является объектом изучения и пристального внимания.

Добавить комментарий

Ссылки в комментариях не работают. Надоела капча - зарегистрируйся.

Защитный код
Обновить