Орден Храма в Латинской империи

Александр Трубников a.k.a Monfore

Латинская империя, Романия как называли ее современники - государство основанное франками в Византии после захвата Константинополя крестоносцами Четвертого крестового похода и венецианцами. Империя просуществовала недолго (1204-1261), масштабными историческими событиями не прославилась, но тем не менее стала достаточно показательным явлением изменения как сути крестоносного движения, так и общего духа европейского средневековья.
Не остались в стороне от этих событий и военно-монашеские ордена, деятельность которых составляла главный костяк крестоносного движения.

Вступление

Присутствие тамплиеров в Латинской империи мало изучено и практически не систематизировано. В самых значительных трудах, посвященных как тамплиерам и эпохе Крестовых походов, так и истории Византийской империи этому аспекту их деятельности почти не уделяется внимания. К примеру, известные историки девятнадцатого столетия Федор Успенский и Бернгард Куглер, достаточно подробно рассказывая о событиях последовавших за завоеванием Константинополя, упоминают об ордене лишь мельком. Да и первоисточников проливающих свет на то, что происходило на византийской земле в 1198-1261 годах сохранилось не так уж и много.
Главными источниками информации по данному вопросу являются в первую очередь переписка папы Иннокентия III, затем Морейские хроники, а также некоторые венецианские документы и свидетельства византийских хронистов.
Тем не менее, даже имеющиеся в распоряжении фрагментарные сведения позволяют исследователям феномена средневековых военно-монашеских орденов значительно расширить свои представления об их деятельности на примере этого недолговечного, но чрезвычайно колоритного государственного образования.

 

Присутствие тамплиеров в Константинополе до 1204 года

Основная задача ордена Храма - охрана паломников по пути в Святую Землю - объективно требовала их присутствия в Византии еще со дня его основания. Ведь именно через Константинополь традиционно проходил сухопутный маршрут в Иерусалим как западно так и восточноевропейских богомольцев.
Современным исследователям известны два упоминания о присутствии военно-монашеских орденов в византийской столице.
Британский юрист и, по совместительству, историк Чарлз Дж. Аддисон, ссылаясь на классический труд Дюканжа "Constantinopoli Cristiana", жившего в семнадцатом веке, упоминает, что основная резиденция (дом или командорство) ордена находилась в одном из кварталов города - "Омония" рядом с часовней святых великомучеников Марина и Пантелеймона. Правда, в указанном труде непосредственного упоминания об ордене нет, да и квартал этот расположен в прямо противоположной от прочих латинских кварталов стороне Константинополя. Возможно, Аддисон имел свои источники, которые сейчас подтвердить или опровергнуть весьма проблематично.

Омония, молитвенный дом по старому Описанию города включает в себя две церкви - Ценополь и Омонию. Евагрий в кн.2 гл.13 повествует, что во времена правления Льва Великого огонь уничтожил большую часть города, особенно те здания, в южной части, которые располагались между Гаванью Юлиана и Омонией.
Считается что название этому храму дано Константином, который планировал иметь в новом городе подобно Риму здание, которое будет служить одновременно храмом и публичным местом и посвятил его Конкордии.
(перевод с латыни и старогреческого - Дмитрий Лукин)

Целью такого дома могло быть, во-первых, представительство при дворе византийских басилевсов а во-вторых, обеспечение безопасности паломников.
Известно также из византийских хроник, что в XII столетии аналогичный орден, госпитальеры содержали в Константинополе для богомольцев, совершавших сухопутное паломничество в Иерусалим, странноприимный дом, который управлялся приором. Он подвергся нападению и был разорен толпой горожан во время антилатинских выступлений в 1182 году, после чего в распоряжении госпитальеров оставалась некая церковь.
Дату появления орденов в Константинополе можно определить лишь весьма приблизительно, анализом взаимоотношений Византии и Римской церкви. В 1150 году, почти через сто лет после окончательного раскола римской и византийской церквей, басилевс Мануил Комнин (император 1143-1180) отправил в Рим греческих послов, тем самым впервые установив дипломатические отношения с курией. Вполне вероятно, что именно после этого военно-монашеские ордена, наряду с венецианцами, пизанцами и генуэзцами, получили в Константинополе некоторую недвижимость. В пользу такого предположения говорит то, что Мануил проводил прозападную политику, организовывая рыцарские турниры, привлекал ко двору франкскую и германскую знать и поощрял смешанные браки. Его преемник, Андроник, пришедший к власти в 1182 году напротив, строил свою политику на примасе национальной греческой идеи и резко ограничил присутствие латинян и западных торговых республик в империи.
Таким образом, появление командорства тамплиеров в Константинополе, не могло произойти ранее 1150 и позднее 1182 года. Оставалось ли это владение в распоряжении ордена до 1204 года, когда город был захвачен крестоносцами, сказать трудно. Никаких упоминаний о разорении его в 1182 году не имеется. По аналогии с госпитальерами можно предположить, что и тамплиеры присутствовали в византийской империи и в этот период.

Участие тамплиеров в Четвертом крестовом походе

Для тамплиеров, как и госпитальеров, путешествие с крестоносцами в Святую землю было обычным явлением, это был удобный и практичный способ доставки своих братьев на Восток. О подобных фактах имеются упоминания в хрониках Второго и Третьего крестовых походов.
Что касается непосредственно боевых действий - тамплиеры (во всяком случае, как регулярные военные формирования ордена) в осаде, штурме и разорении Задара и Константинополя участия не принимали и присутствовали в войске как обычные священнослужители.
Об этом свидетельствует в первую очередь, достаточно жестко проводимая орденом политика отказа от пролития христианской крови - что в дальнейшем сказалось на молчаливом игнорировании его капитулом всех европейских кампаний, организовываемых Римом для борьбы с христианскими ересями, подобных альбигойским походам.
Во-вторых - у тамплиеров имелся собственный флот, а наличие собственного флота было столь важным фактором этой кампании, что не могло остаться не отмеченным хотя бы в одной из хроник, в особенности у Вильгардуэна, который в своем "Завоевании Константинополя" чуть ли не поименно перечисляющего все корабли, которые были предоставлены Венецией для этой экспедиции на всех этапах похода.
И в третьих - все имеющиеся упоминания об ордене Храма - в том числе и свидетельства о разделе добычи, говорят о тамплиерах, как о священнослужителях, а не о рыцарях.
Важным фактором является то, что ни в одной из трех дошедших до нас хрониках участников похода Годфруа де Вильгардуэна, Роббера де Клари и "неизвестного рыцаря" тамплиеры, да и вообще военно-монашеские ордена ни разу не упомянуты.
Первое прямое упоминание о присутствии братьев ордена среди крестоносцев датировано 1204 годом. Только что избранный императором Константинопольским Балдуин Фландрский седьмого ноября 1204 года направил папе Иннокентию III официальное послание. Это письмо сообщало о том, что 13 апреля 1204 года крестоносцы захватили Константинополь.
Курьером, а точнее, судя по статусу послания, полномочным послом императора, стал рыцарь ордена Храма брат Бароцци. Кроме послания, брат Бароцци также вез дары, предназначенные Балдуином для папы, среди которых отмечены крупный сапфир (карбункул) стоимостью 1 000 серебряных марок, драгоценный перстень и алтарное одеяние, а также "дары для ордена Храма" (то есть по всей вероятности доставшаяся при разделе награбленной в городе добычи) - две иконы, частица истинного креста, множество драгоценных камней, два серебряных кубка и прочие драгоценности.
Упомянутый брат Бароцци происходил из венецианской фамилии сеньоров Санторини и Терази и был ранее командором тамплиеров в Ломбардии, так что весьма вероятно, что он, будучи участником похода, сопровождал крестоносцев из Венеции на Восток.
Все эти подробности оказались документированы по очень прозаической причине. При доставке послания и груза в порту Модоне на юго-восточном берегу Пелопонесса генуэзские корсары ограбили императорского посланника. Венеция и Генуя были в то время соперниками, и так как судно, на котором находился посланник, было венецианским, то корсары сочли свою добычу честным военным трофеем.
Ограбленный Бароцци прибег к защите Святого престола. В письме, написанном в период лето-осень 1204 года подесте (правителю) Генуи, папа Иннокентий выражает недовольство по этому поводу. Иннокентий потребовал обуздать пиратов через архиепископа Генуи, пригрозив, что в ином случае и пираты и город будут отлучены от церкви. По всей вероятности, справедливость была восстановлена.
Дополнительным свидетельством факта присутствия в походе представителей ордена и их роль является поздравительное письмо папы от 13 ноября 1204 года священнослужителям, которые сопровождали армию крестоносцев в походе, адресованное "тамплиерам и другим почтенным легатам".
В более поздний период, а именно в 1237 г. тамплиеры жаловались папе Григорию IX, что их имущество в Константинополе и по ту сторону залива уничтожено греками, так как они не имеют разрешения воевать с ними, что дополнительно свидетельствует, что они изначально утвердились в регионе без военных действий против греков.

Образование Латинской империи

Раздел латинянами земель захваченной Византии привел к следующему распределению владений. Император Балдуин, кроме трех четвертей Константинополя, получил часть Фракии и острова Самофракия, Лесбос, Хиос, Самос и Кос. Область Фессалоники вместе с Македонией и Фессалией, получил предводитель похода и претендент на императорский престол, североитальянский маркграф Бонифаций де Монферрат. Венецианцы получили четверть Константинополя, острова Крит, Эвбею(Негропонте), Ионические острова, большую часть Киклад и некоторые из Спорадских островов, часть Фракии от Адрианополя до Пропонтиды, часть прибрежных территорий Ионийского и Адриатического морей от Этолии до Дураццо.
Остальным предводителям крестоносцев, как вассалам императора и короля Фессалоник, который сам считался вассалом императора, были розданы различные города и области в европейской части империи и Малой Азии.
Многие из этих земель предстояло еще покорить, и крестоносцы постепенно утверждались в них, раздавая земли в лен западным и сирийским рыцарям, либо сохраняя их за прежними владельцами, а также конфискуя земли православных церквей и монастырей.
Византийское население, однако, сохранило, в большинстве случаев, свои законы и обычаи, прежнюю организацию местного управления и свободу религии. Отношения в новом государстве регулировались "Ассизами Романии", представлявшими, с некоторыми изменениями, список с "Иерусалимских ассиз".
В лице побежденных и победителей столкнулись две совершенно непохожие друг на друга культуры, две различные системы государственной и церковной организации, причем число пришельцев было сравнительно невелико. В среде самих оккупантов происходили частые несогласия - а между тем им постоянно приходилось вести упорную борьбу с возникшими на развалинах византийской империи самостоятельными владениями.
Разгром Византии привел к возникновению множества греческих государств. В Трапезунде два представителя дома Комнинов - Алексей и Давид - основали империю, вскоре распространившуюся по берегу Черного моря от Гераклеи до Кавказа и просуществовавшую до середины XV столетия (1461). В Эпире побочный потомок династии Ангелов Михаил создал деспотат, простиравшийся от Навпакта до Диррахия. В Никее Феодор Ласкарис, зять низложенного императора Алексея III Ангела и последний защитник Константинополя, начал собирать вокруг себя оставшуюся византийскую аристократию и высшее духовенство, и в 1206 г. торжественно короновался "императором ромеев". Ряд других решительных людей, таких как Габала на Родосе, Манкафа в Филадельфии, Лев Сгур в Аргосе и Коринфе - из клочков империи выкраивали себе собственные независимые владения. С юга новым хозяевам империи угрожал Конийский султанат, а с севера - Болгарское царство.
Пост великого магистра ордена Храма в эти годы занимал Филипп де Плессье (великий магистр с 1201 - 9 ноября 1209 года) В Сирии это были годы бесцветные и смутные, когда перемирие с сарацинами позволило разгореться междоусобицам и даже внутренняя дисциплина ордена дрогнула. Именно в этот период тамплиеры начали особое внимание уделять приобретению владений в Европе, которые бы могли обеспечивать содержание войска ордена в Святой Земле.

Получение орденом владений

Дарения императора Балдуина Константинопольского

Уже в первые месяцы существования Латинской империи беспрестанно воюющий император вынужден был простить помощи у всех, кто ее мог предоставить. Для этого, по обычаю эпохи, он направил ряд писем с просьбой о помощи и поддержке папе, а также европейским монархам и в Левант. На его призыв откликнулись в основном находящиеся в Сирии участники похода, не присоединившиеся в свое время к основному войску в Венеции, а также желающие получить земельные владения. Были среди них и тамплиеры. Их, как впрочем, и руководителей прочих военно-монашеских орденов привлекла прежде всего кампания императора по массовой раздаче ленов.
Ф.Успенский: "Успех имело и письмо Балдуина в Палестину. Известия о богатой добыче и неслыханной удаче франков привлекли 100 рыцарей с оруженосцами, приехавших из Сирии и Палестины вместе с папскими легатами Петром Капуанским и Соффредом. Большинство их были участниками четвертого крестового похода. Балдуин их принял с радостью и одарил ленами в малоазиатских областях, франками еще не занятых: Атталию он отдал тамплиерам, часть Неокастро - рыцарям ордена иоаннитов..."
Все передачи владений, осуществленные непосредственно императором Балдуином были сделаны в период конец 1204 - апрель 1205 года, то есть за те несколько месяцев, которые прошли между написанием им призывного письма и пленением в апреле 1205 года.
Не ясно, какая Атталия здесь подразумевалась. Археолог Питер Локк отмечает, что она могла находиться на остров Негропонте (современная Эвбея), или же это Саталия (современная Анталия) которая находится на юго-западе современной Турции. Оба предположения имеют множество минусов - Саталия в это время уже давно не являлась византийским владением и располагалась далеко на средиземноморском побережье, а Негропонте принадлежал по разделу Венеции.
Также известно, что в марте 1205 года. Балдуин передал госпитальерам четверть герцогства Неокастро в районе Пергама (современный Бергама, запад Турции), "для религиозных целей".
В любом случае, эти дарения являлись частью еще не отвоеванных территорий, лишь номинально относящихся к Латинской империи. Практика предоставления военным орденам земель, которые еще не захвачены, была в то время довольно распространена и известна также по свидетельствам из Испании и Латинского востока. Таким образом, в связи с тем, что эти земли так и не были взяты под контроль, дарения остались лишь на бумаге.
Кроме того, в этот период орден получает в Константинополе церковь св. Иомении. В марте 1208 папа Иннокентий писал Дину, казначею храма св. Софии Константинопольской о судебном иске, который некий столичный чиновник, возбудил против братьев ордена Храма в Константинополе из-за права на владение этой церковью.

Дарения в венецианских владениях

Венецианские нобили также пожертвовали ордену ряд своих вновь приобретенных владений. Кроме того, часть недвижимости была получена по завещаниям. Так некие Роландино и Альбертино Каносса, вместе с Хью де Колони передали "землю Рупе вместе с Иоанном, сыном Николо де Вианет, его братьями и сестрами со всем их имуществом". Рупе являлась крепостью неподалеку от Оропоса расположенного на побережье Аттики.
На Негропонте Иаков Авеншский и Губерт передали по завещанию тамплиерам "дом Лагнана", "усадьбу Оиспарис" еще некоторую недвижимость, в том числе и "доходные дома". Сеньор Авесне Иаков также завещал ордену некоторую недвижимость. Все эти дарения и завещания были утверждены сеньором острова Негропонт венецианским нобилем Раванно, который, тем не менее, через некоторое время попытался их отобрать, о чем свидетельствуют тяжбы, верховным арбитром в которых выступал сам папа Иннокентий.

Дарения в королевстве Фессалоники

Уже упомянутый маркграф Бонифаций де Монферрат, заручившись поддержкой венецианцев, подписал с ними 12 августа 1204 года договор, по которому ему досталась самая богатая византийская провинция со столицей в г. Фессалоники, на которую претендовал и константинопольский император. После достаточно жесткого "выяснения отношений" с недавним союзником Балдуином, ввиду политической слабости последнего за Бонифацием был закреплен титул "короля Фессалоник". До своей трагической гибели в апреле 1207 года этот умный и решительный монарх успел взять под контроль значительную территорию северной Греции, Македонии и Фессалии, кроме того присоединив к своему королевству в качестве вассальных владений Морею - так стали называться латинские государства Пелопонесса и Центральной Греции - Ахайский принципат (княжество) и Афинское герцогство. Ломбардский командор ордена храма, как уже отмечалось, был близок к Бонифацию, тамплиеры и ломбардцы традиционно имели очень тесные экономические связи, поэтому Ордену храма досталось здесь владений больше чем где бы то ни было.
Ордену был передан целиком округ Равенники, а также констеблями короля Бонифация, Гвидо Паллавичино и Амеди де Пофуа (Бафф) был отдан город Сидони (современная Ламия), где тамплиерами был построен или восстановлен замок для защиты территории, как они впоследствии жаловались папе: "не без большого труда и затрат". Это достаточно странное заявление, так как крепость Ламия был построена византийцами и не требовала больших затрат труда или денег для приведения ее в боевую готовность.

Дарения римской церкви

Передача ордену владений на территории Фракии и Греции осуществлялась кроме короля и императора еще и непосредственно папой, который потеряв надежду на добровольную унию православной церкви, приступил к массовому захвату ее имущества. При этом ордену Храма достались церковь св. Луки, под Фивами и дом Филокалея в Фессалониках. По распоряжению папы они были переданы ордену Бенедиктом, папским легатом в Латинской империи для "оказания помощи Святой земле", а также некий увеселительный сад(?) в Фивах, который был завещан ордену Фиванским архиепископом в 1206 году.
Ф.Успенский, принимая сторону пострадавшего от латинской оккупации и чрезвычайно урезанного в правах, особенно имущественных, православного византийского духовенства, подчеркивает, что земли и церковная недвижимость в Романии повсеместно раздавались папой "через голову" местных сюзеренов: "В фиванской архиепископии те же отношения между светской и церковной властями приняли более грубые формы. Архиепископия и ее суффраганы терпели насилия со стороны светских владетелей страны, а также и со стороны рыцарей духовных орденов имевших в Фиотии и Фокиде большие владения(между прочим, доселе сохранившийся, известный своей росписью монастырь св. Луки принадлежал ордену св.Гроба, а тамплиерам церковь св. Луки возле Фив)"
Не менее обстоятельный Бернард Куглер, характеризуя процесс распределения захваченных территорий, пишет: "Насилия, которые делались в этом направлении производили тем более гнусное впечатление, что франки часто старались отнять друг у друга свою добычу. При чем иоанниты и тамплиеры, которые утверждались везде в Латинской империи, приобрели о себе особенно дурную славу".
Вероятно, что в связи с проблемами, которые повсеместно начали возникать с оспариванием местными нобилями прав на переданные владения, тамплиеры были обеспокоены тем, чтобы добиться поддержки папы и относительно прочих пожертвований, которые были сделаны в Романии, и в конце сентября 1210 года папа Иннокентий подтвердил права на широкий перечень пожертвований.

Дарения в Морее

В Морее, сын Шампанского графа Гильом де Шамплитт и Годфруа де Вильгардуэн (племянник известного хрониста) в 1205 году победой при Кондуре (Мессиния) над ополчениями греческого дворянства основали франкский принципат княжество Ахайю. Кроме того, получили статус герцогства Афинского владения, захваченные бургундцем Оттоном де ла Рош.
Смерть Шамплитта в 1209 году дала Вильгардуэну возможность завладеть княжескими правами, хотя и без титула князя; он, как и Оттон де-ла-Рош, в то время мегаскир Аттики и Беотии, сумел привлечь на свою сторону греков.
При организации нового государства, орден Храма, наряду с прочими военно-монашескими орденами был пожалован четырьмя фьефами с правом поднятия флага, баннеретами (землями, дававшими право на баронский титул) в Мессине на юго-западе Пелопонесса. При этом тамплиеры были освобождены от гарнизонной службы, но несли все обязанности мирских вассалов и должны были предоставлять военную помощь и принимать участие в походах и сражениях когда бы это не потребовалось сюзерену в интересах государства. На Пелопонессе они получили три усадьбы или деревни: дворянин Вильям де Ресси передал им усадьбу именуемую Пазалан, Хью де Безансон передал усадьбу Палиопин (Палиополис?), оба пожертвования были утверждены их сюзереном, Жоффруа де Вилгардуэном . И наконец, Вильям де Шампли передал им усадьбу Лаффустан или Луффестан.
Греческая версия "Морейских хроник" рассказывает, что первый ахайский принц Годфруа I Вилгардуэн (правил в 1209-1228 годах), по просьбе епископов, священников и военно-монашеских орденов передал церкви третью часть завоеванных им владений, но требовал за это оказания ему военной помощи с целью окончательного завоевания Мореи.
Те отказались, ссылаясь на то, что получили эти земли непосредственно от папы и не обязаны служить местному сюзерену. Ответом Годфруа стал захват всех церковных земель. На протяжении трех лет он направлял все доходы от них на постройку замка Клемузи (Клермон) на западной границе Мореи.
Через три года, после многочисленных жалоб и требований со стороны курии, он отправил послов на переговоры к папе, обратив его внимание на то, что Морея не была защищена против греков и католическая церковь могла потерять там свои владения. Папа согласился. Жоффруа достиг соглашения с архиепископом Патраса, епископами, командорами тамплиеров и госпитальеров в Морее, таким образом, что прелаты и военно-монашеские ордена обязались предоставлять военную помощь, как прочие мирские вассалы за исключением охраны замков и крепостей и после этого вернул им их земли.
Фактически неизвестно какие именно территории военно-монашеские ордена получили от политики передачи всем орденам "по четыре фьефа".
Госпиталь святого Иоанна в Андраведе был передан Вильгардуэном тевтонскому ордену, но папа воспротивился пожертвованию и позже оно было передано тамплиерам.
В 1258 году когда третий правитель Мореи Гильом де Вильгардуэн принц Ахайский отправился вместе с герцогом афинским Ги де ла Рош , воевать против воцарившегося к тому времени в Никее греческого императора Михаила Палеолога, он призвал "баронов, рыцарей, епископов, тамплиеров и госпитальеров и всех горожан" принять участие в экспедиции.
Тем не менее, тамплиеры и госпитальеры не сыграли никакой значительной военной роли в Морее, в то время, как лишь Тевтонский орден был, вероятно, привлечен к защите замка Клемузи "в случае необходимости".
Как известно, в 1261 году Константинополь был отвоеван греками. Но часть территорий, в том числе Ахайское и Афинское герцогства а также венецианские колонии на Негропонте просуществовали вплоть до завоевания их Османской империей. Таким образом, оставшиеся там владения ордена принадлежали ему вплоть до самого расформирования в 1312 году.
В отличие от Константинополя, в Пелопонессе и центральной Греции новыми латинскими сюзеренами проводилась весьма взвешенная и мудрая политика. Всем греческим архонтам, согласившимся принести присягу Вильгардуэнам и де ла Рошам были подтверждены их права а прочие земли переданы рачительным хозяевам. Так ахайский принципат имел ежегодный доход в сто тысяч золотых ипрепиров, что позволяло Вильгардуэнам выплачивать 22 000 на содержание константинопольского престола, содержать армию из нескольких сот рыцарей и выплачивать церковную десятину. С учетом присутствия на его землях имений принадлежащих тамплиером, можно сделать вывод, что орден имел от своих Пелопонесских домов достаточно высокую прибыль.
Королевство Фессалоники в 1224 году было завоевано эпирским деспотом, но соседствующее с ним афинское герцогство продолжало существовать. Его столицей стали Фивы - греческий центр шелковых мануфактур. Следует заметить что здешние сеньоры имели чрезвычайно тесные родственные связи с орденом Храма. Так брат герцога де ла Рош в это же самое время занимал пост командора Франции, а его фиванский соправитель барон де Сент-Омер, являлся представителем рода, который был связан с орденом со дня его основания. Располагавшийся в непосредственной близости от их владений венецианский остров Негропонте также с середины тринадцатого века стал управляться породнившимися домами Раванно и Бароцци. Как уде говорилось выше один из Бароцци был во времена покорения Константинополя командором Ломбардии. Совершенно очевидно, что не менее десятой части доходов, получаемых этими сеньорами от своих тутовых и оливковых рощ, продажей шелковой нити и оливкового масла поступала в казну ордена.
После Вильгардуэнов в 1267 году принцами Ахайи стали представители Анжуйского дома, потом североитальянские сеньоры Аяччуоли, затем власть перешла к деспоту Морейскому Феодору I Палеологу (1383-1407). Герцоги афинские, с 1312 года из дома Анжу, потом из дома Аяччуоли, просуществовали до 1460 года, когда Афины были взяты турками-османами.
Все упомянутые владения в Морее сохранялись за орденом Храма вплоть до 1312 года, и после его роспуска были переданы иоаннитам.

Тамплиеры и император Генрих Константинопольский

Весной 1205 года болгарский царь Калоян вторгся на территорию империи и захватил Адрианополь. Балдуин, не дожидаясь военной помощи от Бонифация де Монферрат и своего брата Генриха, двинулся к городу и 14 апреля потерпел страшное поражение от армии составленной из болгар, валахов, половцев и греков. Сам Балдуин был взят в плен, о его дальнейшей судьбе сохранились разноречивые рассказы; наиболее вероятно, что он умер в заключении. Во главе государства стал теперь - сначала как регент, а с 21 августа 1206 года как император - брат Балдуина, граф Генрих Фландрский (правил как император в 1206-1216 годах), всеми средствами старавшийся примирить противоречивые интересы, сталкивавшиеся в его государстве.
В начале правления тамплиеры в его ближайшем окружении присутствовали. Датируемое 1205 годом письмо Генриха к папе Иннокентию III, обосновывая необходимость помощи вновь образованной империи, находившейся в тот период "в кольце фронтов" в частности упоминает: "Одно зависит от другого - таково общее мнение христиан на востоке, в том числе рыцарей тамплиеров и госпитальеров, находящихся вместе с ним, Генрихом в Константинополе".
Но через некоторое время отношения между тамплиерами и новым императором резко охладились. После гибели короля Бонифация в 1207 году, практически узурпировавшие власть в королевстве ломбардские нобили начали проводить политику полной независимости от империи, а присутствовавшие в королевстве Фессалоники тамплиеры приняли их сторону. В декабре 1208 г. Император Генрих пришел с войском в Фессалоники и установил там императорскую власть. После того, как он решительными действиями как дипломатического так и военного характера вновь утвердил вассальную зависимость Фессалоник от Латинской империи, все владения тамплиеров были по его приказу конфискованы и переданы франкским рыцарям.
В период 1208 - 1211 годов папа Иннокентий неоднократно обращается к Генриху с требованиями вернуть тамплиерам все отобранные земли. Папа жалуется, что, что он часто обращается к нему по этому вопросу, и главной задачей Романии, которой он владеет, является помощь Святой земле, но император остался глух к его призывам. Так как тамплиеры более никогда не упоминаются в записях, относящихся к этим землям, можно предположить, что Генрих продолжал игнорировать орден.
В империи назрели внутренние проблемы, которые нужно было решать. Римская курия никоим образом не смогла за пять лет правления склонить население Византии к римскому церковному обряду, и вынуждена была идти на ощутимые уступки в пользу православных иерархов. Местные феодалы, принесшие вассальную клятву императору Генриху, также не желали, чтобы на их землях присутствовали экстерриториальные образования, коими безусловно являлись в первую очередь дома тамплиеров и госпитальеров.
Чтобы придать окончательную организацию политическому и церковному строю новой феодальной империи, Генрих 2 мая 1210 года, в долине Равенники, у города Зейтуна (Ламии), открыл "майское поле" или "парламент", куда явились франкские князья, крупные бароны и клирики греческих провинций, с 1204 года частью при помощи Бонифация, частью самостоятельно создавшие себе владения. Целью этого совещания было определение устройства церковных земель империи.
Под 'парламентом' здесь подразумевалось некое согласительное собрание, призванное выработать общий подход к проблеме всех заинтересованных сторон. Его решения имели безусловно рекомендательный характер, но позволили вывести ситуацию из тупика.
Участниками парламента стали с одной стороны представители Константинопольского патриархата и имперских архиепископств, а с другой стороны членов ломбардской лиги баронов и некоторых франкских вассалов. Акт парламента, с неохотой утвержденный папой, чрезвычайно ограничил в имущественных правах все организации, прямо подчиненные Риму: "Пострадали и интересы захватчиков церковных земель, во главе их стояли тамплиеры. У них были отобраны земли в Фессалии, напр. самый округ Равенники, на Евбее, в Фивах и вслед за тем в самом Ахейском княжестве. В этом отношении как и многих других, молодые государства Леванта предупредили старую Европу".
Несмотря на ехидные ремарки Успенского, роль ордена Храма в истории Латинской империи все же далеко не так негативна.
В 1209 году Великим Магистром ордена стал Гийом де Шартр (с 1209 по 26 августа 1219). Если судить по его биографии, этот выдающийся рыцарь, в лучших традициях ордена предпочитал войну с неверными дележу земель православной церкви, и в отличие от своего предшественника, дискутировать ни с Иннокентием, ни с Генрихом по вопросу спорных владений в Романии он не стал.
В это время в Испании орден достигает наибольшего расцвета. Тамплиеры участвуют во всех битвах с маврами, которые христиане выигрывают. Испанские короли осыпают орден подарками, увеличивающими богатство и мощь тамплиеров.
Зимой 1217 года тамплиеры перешли к сооружению двух замков в Цезарее и Атлите. Флот и рыцари ордена принимают активное участие в египетской кампании. Дальнейшая Латинской история империи не отмечает никаких значительных событий, которые бы так или иначе коснулись ордена.
В 1216 году Император Генрих внезапно умер, не прожив и сорока лет. Авторитет и личные качества государственного деятеля военачальника и рыцаря, которым он удерживал расползающуюся по швам империю более не имел ни один из последующих монархов. Смерть его была величайшим несчастьем для франкского королевства. Преемником был избран муж его сестры Иоланты, Петр Куртенэ, граф Оксера, внук Людовика Толстого французского, получивший в 1217 году из рук папы Гонория III императорскую корону, но скоро погибший в плену у Феодора Эпирского. Регентшей стала Иоланта.
В 1220 году императором был избран старший сын Петра, маркграф Филипп Намюрский, но он отказался от короны и титул принял его необразованный и грубый брат Роберт. Фессалоникское королевство, где постоянно происходили распри между Димитрием и Вильгельмом, в 1222 году было захвачено эпирским деспотом Феодором Ангелом и с этого момента империя продолжала существовать лишь благодаря распрям между греческими императорами.
Увлеченный дочерью простого рыцаря, император Роберт сочетался с ней браком, после чего совершенно перестал заниматься государственным управлением. Возмущенные этим бароны захватили его жену и тещу и последнюю утопили, а первой отрезали нос и веки. Роберт бежал из Константинополя, при помощи папы был восстановлен в правах но так и не вернувшись в Константинополь, в 1228 году в Ахайе умер, всеми презираемый.
Новому императору Балдуину II, брату Роберта, было лишь 11 лет, его обручили с дочерью родственного дому Куртенэ болгарского царя Иоанна Асеня, пообещавшего отвоевать у Феодора Ангела завоеванные им земли. Союза с Болгарией, однако, не желало духовенство, решившееся привлечь на сторону империи Иоанна Бриенна, бывшего короля иерусалимского; Мария, дочь его, должна была сделаться невестой Балдуина, а сам он - принять титул императора и обязанности регента. В 1231 г. все вассалы Латинского императора принесли присягу Иоанну Бриенну. От него ожидали блестящих подвигов, но в первые годы он вел бережливое, осторожное хозяйство.
В этот период орден Храма возглавлял Великий Магистр Пере де Монтегаудо (с 1219 по 28 января 1232), полностью поглощенный египетской кампанией.
После смерти Иоанна Бриенна в 1237 году власть в империи перешла в руки Балдуина II, который, не имея ни средств ни авторитета играл жалкую роль и принужден был ездить по европейским дворам и выпрашивать у них помощи.
Возглавлявшие тогда орден Великие Магистры Арман де Перигор (с 1232 по 17 октября 1244). Ришар де Бюре (с 1244 по 9 мая 1247), Гийом де Соннак (с 1247 по 11 февраля 1250), Рено де Вишье (с 1250 по 20 января 1256), Тома Берар (с 1256 по 25 марта 1273) были слишком поглощены проблемами которых все больше и больше становилось в Палестине в связи с приходом к власти в 1250 году в Египте агрессивных и решительных мамлюков с одной стороны и монгольской экспансией с другой. Скорее всего, оставшиеся в их распоряжении после 1210 года византийские владения как и прочие европейские дома играли чисто хозяйственную роль, и в глазах капитула были не местом ведения боевых действий, как этого хотелось бы имперским нобилям, а всего лишь источником дополнительных доходов.
К 1260 году Константинополь держался лишь благодаря поддержке со стороны Венеции
25 июля 1261 года, во время отлучки венецианского войска, Константинополь попал в руки греков, отряд которых насчитывал около 800 человек. 15 августа император Михаил VIII Палеолог торжественно вступил в древнюю столицу. Балдуин с латинским патриархом Джустиниани, бежал во Францию где, в надежде найти союзников, вел образ жизни титульного монарха и раздаривал провинции утерянной империи.
Никаких сомнений в том, что оставшиеся в Константинополе владения тамплиеров после возвращения города грекам, были ими оставлены, нет. Политика Михаила Палеолога была сориентирована на восстановление греческого государства и православной церкви.

Заключение

С чем же пришли в Латинскую империю тамплиеры? Вместе с императором Генрихом они надеялись, что захват Константинополя поможет возврату Святой земли. Они получили в дар земли, доходные дома, и церкви от захвативших Грецию франков пожертвованных "из благочестия", чтобы "помочь Святой Земле". Есть некоторые указания, что взамен дарители ожидали получить военную службу - но в Морее и Пелопонессе ордена изначально отказались это делать и были насильно лишены имущества.
В связи с тем, что основная информация дошла до нас благодаря документам, связанным с тяжбами за владения, обстоятельства многих изначальных пожертвований до конца не ясны. Из того, что тамплиеры укрепляли замок в Сидони можно предположить, что они получили эту землю для помощи в защите латинских завоеваний от греков.
Как бы то ни было, орден был создан не для войны с христианами, его предназначением была защита Святой земли, и его доходы предназначались для этих целей.
Записи в греческих хрониках Мореи дают некоторое представление о том, почему военно-монашеским орденам передавались земли в Романии, и по каким причинам потом отбирались назад мирскими владельцами.
Пожертвования являлись "благодарностью богу" за завоевания франков. Ордена считали пожертвования данной им милостыней отданной папой, а не местными сюзеренами, но не собирались воевать с христианами за пожалованные им земли.
Когда греки начали военные действия, и мирским сюзеренам франков понадобились воины, такая позиция последних совершенно не устраивала. И они повсеместно стали конфисковывать земли орденов, монастырей и епископов, так же как сделал это Годфруа де Вилгардуэн. В случае Жоффруа было достигнуто соглашение, по которому ордена стали исполнять ограниченную воинскую службу.
Необходимо подчеркнуть, что это была мирская война, а не война священная, она не являлась обязанностью военно-монашеских орденов, но от военизированных землевладельцев требовалась нормальная военная служба. В других регионах, таких как Негропонт и Сидони такие соглашения не были заключены, и орден потерял свои территории.
В тех местах, где сеньорами стали представители фамилий, тесно связанных с орденом, владения приносили большие доходы казне вплоть до его роспуска.
Таким образом, видно, что военно-монашеские ордена прибыли в Романию как пассивные получатели пожертвований. Но далеко не все источники представляют ордена как жертвы. Многие документы говорят о них как об агрессорах предъявляющих претензии на земли и права им не принадлежащие.
Тем не менее, ясно, что ордена были чрезвычайно озабочены удержанием любой собственности полученной в регионе. Тамплиеры прилагали большие усилия, чтобы добиться подтверждения прав на переданные им владения. Представляется маловероятным, что ордена могли получать большие доходы от этих разорванных войной земель, но недавние потери в Святой земле сделали их менее склонными к потере имущества, которое могло обеспечить хоть какой-то доход.
Кроме того, тамплиеры должны были быть озабочены созданием и поддержанием сети поддержки паломников направляющихся на восток через Грецию. Первые потери ордена в Латинской Империи некоторым образом продемонстрировали тот путь к разгрому, который тамплиеры вскоре прошли от потери последнего своего оплота в Святой Земле Акры в 1291 году и разгромом, завершенным буллой Климента V, распустившей орден в 1312 году.

Добавить комментарий

Ссылки в комментариях не работают. Надоела капча - зарегистрируйся.

Защитный код
Обновить