Вчера случилось то, к чему нас уже давно готовили: в Стиме разрешили продавать любительские моды. Пока только на Скайрим, но, если эксперимент удастся, список будет неуклонно расти. Даже не сомневайтесь.
Несмотря на то, что об этих планах Valve было известно довольно давно, у игроков случился натуральный "шок и трепет". Я обычно избегаю школоло-троллингового слэнга, но сейчас, пожалуй, не удержусь - БОМБАНУЛО у некоторых капитально))) Думаю, что сгорело несколько сотен кресел...
Давайте разберемся, что же все-таки в этом плохого и хорошего. Есть ли вообще хорошее? Поехали.
Начнем с плохого. Да, это неприятно, вдруг обнаружить — то, что раньше было бесплатно и общедоступно, вдруг по мановению пухлой руки дедушки Гэйбла стало стоить денег. "Ай-яй-яй! Какой жадный дедушка Гэээээйбл!" - вскричали игроки. "Ай-яй-яй! Какие сволочи разработчики! Редиски, сосиски, сардельки!" Ну и так далее. Потоки ненависти и виртуальных экскрементов захлестнули страницы Стима, соцсетей и профильных форумов.
В этой связи не могу удержаться и приведу самый, пожалуй, удачный пример критиканства))).
Однако, это мнение игроков. Вообще, эта публика зачастую имеет мало уважения к работе мододелов и позволяет себе жесткую критику. И это при том, что моды были бесплатными... критику... бесплатных модов... бесплатных...
Ясен пень, что теперь, когда в Стиме часть модов превратится из модов в неофициальные DLC, недовольство публики мододелами вознеслось до небес.
Нужно отметить, что и часть мододелов сильно огорчились по этому поводу. Я даже читал "открытое письмо" одного чудика, который просит Valve убрать эту фичу. Он говорит, что из-за этого слово "мододел" вдруг стало ругательным, его все ненавидят, девушки его теперь не любят и прочий бред. Даже создал "протестную группу" в Стиме. Ну-ну...
Но большинство мододелов либо отнеслись спокойно и продолжили раздавать свои моды бесплатно, не наматывая сопли на кулак, либо возрадовались и кинулись зашибать деньгу. Тут правда нужно сделать оговорку - 30% от выручки по умолчанию забирает себе Гейбл, а 70% получает издатель игры на которую сделан мод. И уже сам издатель решает сколько отслюнявить мододелу. В случае со Скайримом, мододел получает жалкие 25 %. Согласитесь - грабеж. Хотя думаю, что со временем Беседка повысит процент и прочие издатели сразу сделают его повыше. Я думаю, что 35% будет справедливо. Нужно стимулировать творческих людей которые приносят деньги издателю за уже давно проданную игру.
Понятно, что сделать моды исключительно платными невозможно. Все равно найдется масса людей, которые не будут требовать бабло за свои шедевры. Даже не сомневайтесь.
Кроме того, даже платные моды будут выкладывать на сайтах-агрегаторах. Пиратить, так сказать)) Важно также помнить, что согласно пользовательскому соглашению практически всех игр, моды являются СОБСТВЕННОСТЬЮ компании издателя. Чито? Ви таки не в кугсе? Ну таки я вам говогю!
И то, что моды до сего момента были бесплатными, это их, издателей, добрая воля, так сказать. Издатели нам любезно разрешают делать моды к их играм, получая определенную выгоду от того что под хороший мод можно и саму игру купить, а не скачать бесплатно. А некоторые вообще НЕ разрешают делать моды к их играм. Но таких идиотов все-таки мало.
Еще один минус - "кража" модов и продажа их от своего имени мошенниками. Это проблема. Но на это есть простое решение - всегда можно подать жалобу, и мошенника накажут.
А теперь о хорошем. А его, если подумать, вагон и маленькая тележка.
Начнем с банальной возможности заработать денег. В наше, мягко говоря, смутное время сложно переоценить такой шанс. Стим - это гигантский рынок, позволяющий продавать игры по всему миру. И аудитория в развитых странах вполне платежеспособная. Она не будет рвать волосы на 5-й точке, если за качественный мод с нее попросят пару баксов. И в итоге мододел может неплохо пополнить семейный бюджет. Или даже (О УЖАС!!!) просто начнет на этом зарабатывать профессионально. И это прекрасно, я считаю.
Еще один огромный плюс, о котором мало кто говорит, это возможность вернуть в моддинг (а значит и в комьюнити) многих отличных мододелов, которые ушли из-за необходимости обеспечивать семью. У них банально не осталось времени на хобби. Посмотрите, сколько на форуме умерло потенциально отличных проектов из-за того, что люди просто ушли из моддинга.
Если СЕГА тоже присоединится к этой теме и назначит более гуманный % отчислений мододелам, я уверен, что это может стать буквально вторым рождением моддинга Total War. Ведь не секрет, что сейчас он находится в полукоматозном состоянии.
Однако не следует надеяться, что можно выставить на продажу любой мод и рубить бабло покуривая бамбук. Вопросы авторского права никто не отменял. Т.е. не получится нам взять и выставить на продажу Call of Warhammer, например.
Ведь:
а) мод основан на вселенной принадлежащей компании Games Workshop, а они в принципе плохо относятся к моддингу (вот к Total War WARHAMMER они вообще запретят делать моды)
б) в моде масса контента из коммерческих игр, книг и прочих источников
в) в моде присутствует контент из других модов к разным играм
Те же проблемы возникнут у мода по Властелину колец и Песни Льда и Пламени, и прочих модов по известным франшизам.
Но если собрать команду классных мододелов и сделать мод о каком-то интересном историческом событии, или периоде, или по фэнтэзийной вселенной собственной разработки... да при этом не использовать стороннего контента... да сделать действительно качественно...
Да за такой мод ИМХО не жалко заплатить цену Аттилы, например.
Думаю, что со мной многие согласятся.
И кроме того, можно же продавать моды для западной публики, а для своих - либо выставить цену пониже, либо совсем бесплатно. Есть много возможностей.
Так что пока наблюдаем и готовимся возрождать некоторые сичевые проекты)))
Обновление от 28.04.2015.
Гейб пошел на попятную(((. Платные моды Скайрима отменены, деньги вернули. Будет ли продолжение и в какой виде - непонятно.
Печальный итог прекрасного начинания.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи